Можно приходить к целям разными путями – прямо, криво, косо, трудно, легко и т.д. А можно не приходить вообще.
Важнее всего то, что когда есть цель, мы знаем, куда идти.
На курсе НЛП-практик и в бесчисленных книгах нас учат, что наши цели должны соответствовать определенным условиям «правильной сформулированности», чтобы иметь шанс на осуществление.
Дело в том, что хорошо сформулированные результаты дают людям направление, которое информирует о выборе и обеспечивает все необходимые шаги для достижения и удовлетворения этого результата. Иначе говоря, вероятность достижения цели многократно увеличивается!
И для увеличения этой вероятности в НЛП существует такая важная техника, как «Хорошо сформулированный результат» (ХСР). Применение этой техники позволяет добиться более эффективного достижения целей, так как помогает определить, что именно хочет человек и как этого можно достичь.
Поскольку техника требует некоторого времени для выполнения, рекомендуется использовать ее для действительно важных целей в вашей жизни.
Потратить от получаса до часа своего времени на достижение 5-минутной задачи не кажется целесообразным.
Зато для действительно больших целей потраченный час на планирование будет иметь большое значение для достижения вашего результата.
Также уместно для больших целей пересматривать этот шаблон еженедельно и ежемесячно по мере продвижения к своему результату.
Лично я рекомендую записывать ваши цели на бумаге, от руки.
Так вы задействуете кинестетику, что позволит сделать намеченную цель еще более реалистичной и достижимой.
Принципы Хорошо Сформулированного результата(ХСР):
1. Цель должна быть позитивно сформулирована.
Иными словами, чего вы желаете. Формулируйте то, к чему стремитесь, а не то, чего избегаете.
Пример: Хочу летом взять отпуск и поехать отдохнуть на море.
2. Цель должна зависеть от вас.
Это когда достижение цели зависит от ваших действий.
Пример: То, что я поеду на море, зависит от моих действий – я возьму отпуск, найду деньги на него, спланирую путешествие и осуществлю его.
3. Цель должна быть описана сенсорным языком.
Опишите результат достижения цели в категориях вижу, слышу, чувствую.
Например: Я нахожусь на пляже, слышу шум моря, ощущаю, как солнце греет мое тело, чувствую внутри удовлетворение, произношу внутри себя слова о том, что отдых полностью удался.
4. Цель должна быть сформулирована в подходящем контексте.
Цель должна быть ограничена во времени и пространстве. Где, когда, с кем.
Пример: 20 августа я нахожусь на пляже Сицилии вместе со своей семьей.
5. Цель должна быть экологичной.
То есть, она должна быть гармонично вписана в вашу жизнь и не нарушать ее.
Что вы можете потерять, если достигнете результата?
Готовы ли вы потерять это?
Пример: Этот отдых благотворно повлияет на мою жизнь, и мне не нужно ради этой цели терять важные для меня вещи.
6. Цель имеет подходящие для вас размеры.
Если цель слишком большая для вас, то ее нужно разбить на более мелкие подцели (большой пирог съедается по кусочкам).
Оцените свои исходные данные и возможности.
Проверьте, исходя из этих данных, реалистичность цели.
Пример: Научиться летать как птица или стать чемпионом мира по фигурному катанию в 90 лет – цель нереалистичная. А вот поехать в отпуск к морю, когда есть работа и позволяет доход – это пример реалистичной цели.
7. Для достижения цели должны быть необходимые ресурсы.
Какие ресурсы и инструменты (люди, деньги, время, знания, умения, состояния и т.п.) необходимы для достижения поставленной цели?
Пример: Для того, чтобы поехать на море, мне нужно свободное время, некоторое количество денег, желание, здоровье, наличие туров или способов передвижения.
8. Исследуйте возможные препятствия.
Какие препятствия могут возникнуть на пути к достижению цели, и как вы будете их преодолевать?
Пример: На запланированные даты отдыха могут отсутствовать приемлемые места, поэтому я буду бронировать заранее, держать в голове альтернативные места.
9. Определите первый шаг, который вы можете сделать в ближайшее время.
Что вы уже сегодня (а лучше сейчас) можете сделать, чтобы двигаться к цели?
Пример: Сегодня я изучу туристические предложения на запланированные даты.
Техника ХСР хороша и очень подробна, но не очень удобна для запоминания.
Есть более удобный метод, на мой взгляд, чтобы планировать цели. И это модель SMARTEF, которая легко запоминается и применяется, так как является аббревиатурой первых букв шагов.
Расшифровка SMARTEF:
- Specific (Конкретная) — цель должна быть конкретной. Что? Где? С кем? Максимальное количество конкретных деталей.
- Measurable (Измеримая) – опишите сенсорным языком (вижу, слышу, чувствую) те критерии, когда цель будет достигнута.
- Attractive (Притягательная) – цель должна совпадать с вашими ценностями, она должна быть желанной и вдохновлять вас. Она должна зависеть от вас.
- Realistic (Реалистичная) – какие ресурсы необходимы для ее достижения? Какие препятствия могут возникнуть? Если цель слишком большая, то нужно делить ее на более мелкие цели.
- Timed (Определена во времени) – определите конкретную «реалистичную» дату достижения цели. Дата должна соотноситься с возможными ресурсами и препятствиями.
- Ecological (Экологичная) – она должна быть органично вписана в вашу жизнь и не нарушать существующую систему ваших ценностей. А если существует конфликт, то решите его с помощью техники «Интеграция конфликтующих частей».
- Formulated in the now and positively (Сформулирована позитивно) – цель должна формулировать то, чего вы хотите достичь, а не то, от чего вы бежите.
Вы можете заметить, что две модели похожи и перекликаются между собой. Поэтому можете использовать ту, которая вам понравилась больше всего.
Используя для постановки целей модель ХСР или SMARTEF, вы сможете сделать их более реалистичными и достижимыми.

У МЕНЯ ЕСТЬ ДЛЯ ВАС МНОГО ИНТЕРЕСНОГО!
Хотите узнать как управлять своей жизнью с помощью НЛП?
Подписывайтесь на мой Телеграм канал и узнавайте новые Секретные Фишечки из области НЛП и Психотерапии
Посмотреть